Писать отзыв не мое профессиональное призвание, не моя обязанность и не моя работа. Это велит сделать мне мой читательский долг.
Многие споры идут вокруг «Ордена Феникса», много интересных высказывается мыслей, идей, предложений, прочитав некоторые из которых мы спорим, с другими соглашаемся и принимаем. Точно также происходит и с книгой. Читая «Орден Феникса», невозможно оставаться равнодушным, я, наверное, повторюсь, если скажу, что книга ввела меня в состоянии шока, потрясения, называйте как хотите. Хотелось кричать: «Что вы сделали госпожа Роулинг? Почему и с какой целью?» но это было бы несправедливо и неправильно. Лишь спустя некоторое время, когда все улеглось и разложилось по полочкам, пришло понимание.
Гарри, Гарри, Гарри
Вся жизнь его, начиная с раннего детства, представляла собой кошмар. Многочисленные едкие замечание, гремучая смесь из ненависти и необходимости, постоянная борьба за свои вещи, которые вряд ли бы кто рискнул назвать его собственными, издевательства со стороны Дадли и Ко, придирки дяди и тети. Список всех «преимуществ» такой жизни можно продолжать очень и очень долго. Единственной радостью в жизни Гарри было письмо из Хогвартса. Невольно возникает аналогия: судьба и жизнь тяжелобольного человека, который живет в постоянном ожидании и терпимости к своей болезни, и вдруг узнает о том, что есть шанс на выздоровление, хоть и небольшой.
На протяжение четырех школьных лет Гарри проходит через ряд препятствий и испытаний: две попытки Вольдеморта вернуть себе свое обличие, сбежавший преступник, оказавшийся к тому же убийцей его родителей (по ложным обвинениям) и крестным отцом, возрождение своего изначального врага, трудности Тремудрого турнира, и наконец, самое тяжелое, с чем можно столкнуться человек смерть, причем смерть не какого-то далёкого человека, а человека, которого ты ежедневно видел, мог общаться, который мог стать твоим другом. Представьте себе одноклассника или коллегу по работе, который неожиданно погибает по воле несчастного случая. Мы переживаем, сочувствуем и спрашиваем себя «А что было бы если бы я оказался на его месте, чтобы случилось со мной?» Все это испытывает Мальчик-Который-Выжил, ибо чувствует себя причиной этой смерти, только намного сильнее, с самобичеванием и ожесточенностью, не свойственной его возрасту. Трагическая гибель Седрика подводит Гарри к черте, отделяющей детство от взрослой жизни, и он переступает эту черту благодаря силе воли, силе духа и силе жизни. Но несмотря на свой переход во взрослую жизнь, играющую по совершенно другим правилам и другим ставкам, он испытывает чувство вины, чувство абсолютно не совместимое с правилами новой игры, бескомпромиссной и жестокой.
В пятой книге мы все ждали чего-то иного, нежели нам было представлено. Мы ждали выступления со стороны Темного Лорда, ждали огромных армад, собранных им же под своими знаменами, ждали разрушений и страданий, ждали активных действий со стороны Дамблдора. Мы вообще много чего ждали Может быть, мы прочли слишком много фанфиков?
Книга охватила совершенно неожиданный аспект: недоверие и коррупция в рядах самих добродетелей и защитников, отрицание правды и жалкие попытки со стороны министерства магии сохранить шаткое равновесие, отстаивание свободы и многочисленные попытки сломать человека, отобрав у него самое дорогое и ценное в жизни.
С самых первых глав невозможно не заметить странную особенность Гарри злость. Никогда бы не смогла подумать, что он может ТАК кричать, ТАК отчитывать и ТАК говорить. Все лето он провел в незнании и неведении, украдкой пытаясь выяснить то, что все-таки происходит в магическом мире, и конечно же, это не прошло бесследно. Ему не писали верные друзья, не давал о себе знать крестный, даже Дамблдор не счел нужным что-либо сообщить ему. И эта злость его понятна и справедлива. Обвинение, предоставленные Фуджем и его настойчивость в попытке очернить Гарри Поттера перед лицом своих слушателей, вызывают негодование, протест и очередную порцию гнева со стороны главного героя. А Хогвартс? Радость и счастье, раньше ощущавшиеся в самого приезда в школу, разбиваются о порог под названием «недоверие». Все знают о случившемся на разбирательстве о несанкционированном использовании магии, не без помощи так называемого «гласа народа» «Ежедневного Пророка», скорее являющего голосом Фуджа и его сторонников. Страх и недоверие, ложь и постоянные гонения, недавние друзья дают от ворот поворот вот единственное, что ждёт Гарри в школе.
В лице профессора Амбридж, преподавателя ЗОТС, Гарри приобретает своего злейшего врага, такого непримиримого, что Вольдеморт отдыхает. Попытки Гарри добиться хоть какой-то доли справедливости на уроке воспринимаются в штыки винтиком системы. Он получает взыскания. Даже человек, привыкший к кровавым подробностям, ужаснется беспричинной жестокости и даже удовольствию, получаемому Амбридж во время этих пыток. Никакой свободы действий, никаких практических занятий, лишь послушное исполнении воли министерства, никакой самодеятельности. Это золотое правило нового преподавателя ЗОТС делает невозможным все старания Гарри и Ко как-то подготовиться к вызову, брошенному Вольдемортом. Сначала меня позабавило должность, отведенная Амбридж министерством, но подумав, можно прийти к интересным выводам. Инквизиция следственный и карательный орган, учрежденный для борьбы со своими противниками и действовавший с крайней жестокостью. Поэтому неудивительно, что идеологическое оружие, которое представляет собой Амбридж ассоциируется у меня со словами мучение, пытка, издевательство.
Гарри чувствует себя изгоем там, где, как он думал, мечты обретали реальность. Он очень болезненно переносит отношение к нему своих одноклассников, да и тех же «друзей» с других факультетов. Лишь горстка былых союзников, теперь носящая гордое название «Армия Дамблдора», скрашивает пустоту, появившуюся после исключения Гарри из школьной команды по квиддичу. Квиддич для него был всем: способностью ненадолго скрыться от проблем, возможностью обдумать терзающий в данный момент вопрос, но главное полет давал ему чувство счастья, свободы и душевного равновесия. И вот наша железная дамочка, почему-то напоминающая мне гибрид Фрекен Бокк и старухи Шапокляк, своей волей лишает Гарри его свободы, его силы, как ей казалось. Но удивительна сила дружбы! Преданные и верные друзья в лице Гермионы Грейнджер и Рона Уизли не дают Мальчику-Который-Выжил замкнуться в себе и пустить все на самотек. Гермиона, организовавшая такое мероприятие, как занятия запрещенной Инквизитором организации под названием «DA», вызывает восхищение. Она собрала всех сторонников правды, веры и надежды, она с Роном же и убедила друга в необходимости подготовки и обучения.
Очень интересны переживания Гарри насчет Дамблдора и Сириуса. Дамблдор человек, которому мальчик верил на протяжении всей своей жизни, постоянно избегает его. Этот странный факт, а также то, что директор почему-то не хочет встречаться с Гарри глазами, вечно где-то пропадает и сторонится его, подводят того к строительству стены обиды и недоверия и, конечно, злости, которая на протяжении книги, кажется, не отпускает его. Сириус единственный оставшийся в живых близкий человек для Гарри, его связь с прошлым с его родителями. Роль Сириуса в ОФ настолько мала (за ним охотится министерство магии), что он, как мне кажется, сознательно идет на риск, исполняя задания. Он рискует своей жизнью, рискует быть узнанным, рискует, чтобы почувствовать, что он-то еще живой. Проведя столько лет в Азкабане, Сириус Блэк изо всех сил старается быть полезным и необходимым. Но Гарри, Гарри не хочет, чтобы Сириус рисковал, он боится потерять своего единственного взрослого товарища.
Еще один бесспорно интригующий момент в книге упоминание сцены прошлых лет с участием Джеймса Поттера и Северуса Снейпа. Отец в представлении сына и по рассказам его друзей и просто очевидцев, выглядел этаким героем без изъянов и недостатков, всегда готовый помочь, добрый, смелый, отважный и т.д. Правда открывается неожиданно и оказывается не такой красивой сказкой, какой была нарисована и написана. Джеймс Поттер, который был образцом и идеалом в глазах Гарри, без причины, просто так за здорово живешь измывается над Снейпом. Опять же недоверие, опять и ложь, опять и злость с обидой, опять отчужденность и безысходность, опять усталость. Да, такое трудно объяснить, тем более труднее понять, но Сириус справляется с этой задачей безупречно. Всем нам трудно узнавать что-то «новое-необычное» о жизни наших друзей, родственников, семьи. Их ошибки показывают, что никто не совершенен и безупречен в своих действиях, поступках и мыслях и это нормально, это называется «терновый жизненный путь». Так и здесь: Джеймс не сколько идеальный отец и друг, столько просто человек, живой человек с его слабостями и пороками.
Очередной момент сны. Через них Вольдеморт проникает в сознание Гарри, через них он пытается добраться до своего врага. А что Гарри? Мальчик боится своих снов, боится заснуть, вернуться и остаться наедине с их зловещими предзнаменованиями, боится, что именно он является причиной всех несчастий и происшествий, думает, что Темный Лорд каким-то образом меняет его. Но в то же время наблюдается и другое: ему интересно, он радуется их появлению, чувствует опять же свою полезность, свою необходимость ОФ и Дамблдору (ведь тот обратил-таки на него внимание), и даже свои занятия со Снейпом воспринимает как пытку, а не необходимость, точно также как и взыскания с Амбридж.
Любовный аспект порадовал лишь в конце успешным разрывом таковых отношений. Что ж это за любовь такая? Когда девушка постоянно упоминает о предыдущих своих поклонниках, когда ни с того ни с сего спрашивает о погибшем возлюбленном, когда интересуется о том, думал ли он о ней в минуту смерти, да что и говорить о постоянных слезах и бесконечных сменах отношений: недоверие-обида, а затем радостная печаль. Скрасила же этот кисель все та же Гермиона. Сначала своими советами Гарри о том, как следует обращаться с девушками, потом и внушительными лекциями о психологии оных. Чего стоила только сцена ревности, устроенная Чоу, при упоминании Гарри имени Гермионы. Надеюсь, что интерес, который явно питает Гермиона к Гарри, окажется не только дружеским, но и Думайте сами. Скажу лишь одно: будь Гарри с Чоу вместе, не избежать бы ему того же чувства вины, тех же угрызений совести, тех же неприятных воспоминаний, которые ничуть не смущаясь бередила эта девушка, которая быстро нашла замену своему неудавшемуся кавалеру, что исключает для меня вообще хоть какое-то упоминание этой пары, как глубоко любящей друг друга.
Вот мы добрались и до финала. Трагическая смерть и исповедь Того, Кто совершил ошибку. Смерть Сириуса я считаю непонятной случайностью, последствия которой очень тяжелы. Гарри лишился единственного родственника, друга и отца в одном лице, своей опоры и поддержки в трудные минуты. Этот бой был обречен с самого начала на чью-то смерть, на чью-то боль и утрату. Но смерть Сириуса безусловно достойна, он умер как и хотел, защищая свои идеалы. В итоге мы получили Мальчика-Который-Слишком-Зол и у него есть на это право, есть право выпустить свою боль, накопленную и взлелеянную злость, безудержную ярость, и просто выпустить и отпустить все то, что так долго мучало: недомолвки, скрытность, ложь, оправдания, обиду, потрясение, незнание и страх. Исповедь Дамблдора, сопровождаемая вспышками то злости и ярости, то удивления и недоумения, подтвердила идею о несовершенстве даже таких людей, как он. Дамблдор признает, что совершил ошибку, не рассказав Гарри правду и отдалив себя от него в целях защиты, признает и не оправдывает свои действия.
Используя стихотворение любимого мной Блока, которое, как мне кажется, лучше всех описывает состояние в котором пребывал Гарри в конце книги, я подведу итог:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
С одной стороны тяжело признать свои потери, какими бы они нам не казались, но с другой еще труднее противостоять дальше, зная что может случиться, зная что ты можешь потерять. Несомненно, будущее Мальчика-Который-Выжил полно испытаний, полно трудностей и игр в вопросы и ответы, но вместе мы сможем многое, вместе мы Надежда, Вера и Любовь.