Что за комиссия, Создатель, быть директором школы в наше смутное время! Тем более такой необычной школы, как Хогвартс. Профессор Альбус Дамблдор, вздыхая, отложил папку с личными делами потенциальных старост и принялся читать очередное служебное послание, доставленное срочной совой из Министерства Магии.
Уважаемый Член Магического Совета,
Настоящим напоминаем Вам о том, что во вторник, 3 августа, состоится запланированное заседание Совета. Повестка дня:
1. Принятие поправки к Закону о Незаконном Создании и Использовании Незаригистрированных Порталов.
2. Расширение Списка Ограничений на действие Закона об Использовании Недозволенной Магии в Целях Самозащиты, принятого в июне прошлого года.
3. Уточнение Правил Использования Бытовой Магии в части, касающейся Чистки Котлов Бытовых Оловянных объемом менее 4 галлонов.
4. О возможности принятия в Совет лиц немагического или смешанного происхождения.
5. Разное.
Заседание Совета состоится в 10.00 в Малом Зале Заседаний, Второй Уровень. Просьба заранее подготовить резолюцию по материалам, приложенным к повестке. В случае невозможности прибыть в указанное время просьба сообщить в течение суток. Напоминаем, что ответ следует посылать только собственной совой. Пользование срочными служебными совами разрешается только в случаях, поименованных в Списке Незапланированных и Чрезвычайных Ситуаций, часть вторая.
Секретарь Магического Совета,
Временно исполняющий обязанности Заместителя Министра Магии
Перси Уизли
Дамблдор погладил красивую серую сову по блестящим перьям и отправил ее обратно налегке, просматривая приложенный к повестке проект. Значит, Фадж собирается ужесточить наказание, положенное за создание порталов. И собирается отказать Белинде Визерспун, которая представила свою кандидатуру в Совет вместо выбывшего на пенсию Кордуроя Утера. Эта ведьма, которая всегда симпатизировала Дамблдору, имела «смешанное происхождение». Прадед ее во время Восстания Гоблинов сражался не на стороне министерства и после поражения выбрал себе в жены племянницу короля Аброга Третьего. Что ж, закономерное продолжение политики, которую Министерство проводит в последние три года. Фадж похож на малыша, засунувшего голову под подушку. Чего не вижу, того и нет и потому бояться не стоит. Вроде бы он сам официально заявил прессе о начале Второй Войны, а теперь снова ведет себя так, словно ничего не случилось. Как же трудно нежелательные мысли пробивают себе дорогу к мозгу политика! Его, конечно, можно понять. Признать возвращение Вольдеморта — значит расписаться в его, Министра, собственной несостоятельности, равно как и в преступном бездействии всего Министерства. Дамблдор устало покачал головой. Так, с порталами мы сами разберемся. Список Ограничений не дадут в обиду, половина Совета раньше были аврорами, а вот с Белиндой надо что-то делать. Поддержка гоблинов была бы сейчас как нельзя кстати, неужели Фадж за своими амбициями этого не видит? Директор в последнее время все чаще задумывался, на что готов пойти Министр, чтобы дискредитировать его, Дамблдора, и ослабить его влияние в магическом сообществе.
И на что готов пойти он, Дамблдор, чтобы защитить это самое сообщество и, в особенности, учеников Хогвартса.
В начале июня магическую Англию всколыхнули новости, которых все давно боялись. Министр Магии Корнелиус Фадж сделал официальное сообщение в прессе, что группа Пожирателей Смерти, незадолго до того сбежавших из Азкабана, во главе с Сириусом Блэком предприняла попытку нападения на Департамент Тайн с целью завладеть секретным имуществом Министерства. Благодаря оперативным действиям сотрудников Министерства и авроров, вышедших на след преступников, шестеро нападавших были задержаны, а сам Блэк убит на месте. Имена задержанных держались в секрете до выяснения всех обстоятельств дела. Кроме того, Министр Фадж официально признал, что некоторые дементоры отказались выполнять служебные обязанности и покинули Азкабан. В связи с участившимися случаями нарушения магического порядка, Министерство объявило в стране режим Готовности к Чрезвычайному Военному Положению. Вместе с тем, уверил Министр, нет никаких оснований для паники, т.к. Министерство полностью контролирует ситуацию и продолжает поиск оставшихся на свободе Пожирателей. На вопрос корреспондента о том, верны ли слухи о возвращении Того-Кого-Нельзя-Называть, Министр пожал плечами и сказал:
— Лично я его не видел.
И вот теперь Магический Совет обсуждает всякие важные вопросы, например, следует ли чистить котлы объемом менее четырех галлонов с помощью магии.
Сразу после июньских событий в Министерстве срочно собрался Орден Феникса. Почти в полном составе. Дамблдор кратко и сухо проинформировал всех о том, что произошло на самом деле. Члены Ордена были в курсе, что Сириус работал на Дамблдора, но с ним мало кто общался, поэтому новость о его потере потрясла лишь немногих. Остальных гораздо больше заинтересовали подробности захвата Малфоя, Долохова, Руквуда и еще троих Пожирателей. По свидетельству Дамблдора, Вольдеморт на этот раз обрел почти полную силу, чего никто не ожидал. Исчезновение его означало угрозу новых катаклизмов. Следовало разворачивать полномасштабную подготовку к войне, и прежде всего надо было срочно заняться защитой маглорожденных учеников Хогвартса.
Летние каникулы для профессоров отменились сами собой. Еще в июне силами всех преподавателей и мадам Помфри была разработана Методичка по Действиям в Чрезвычайных Ситуациях. Она значительно отличалась от Пособия по Элементарной Защите, подготовленного Министерством. Это Пособие содержало рекомендации типа «Для защиты органов дыхания от АХОВ приготовьте ватно-марлевую повязку, как указано в п. 2.2.4, стр. 14, пропитайте ее в растворе соответствующего дезактивирующего средства, см. Таблицу 3, Приложение 3, стр. 48, приготовление растворов см. п. 3.1.2, стр. 25, и наденьте ее на носоротовую область лица, как показано на Рис. 2». Альтернативная профессорская Методичка по ДЧС была написана кратко и точно, поскольку текст правили МакГонагалл и Снейп, и была выпущена в трех вариантах, рассчитанных на различные уровни владения магией. Методичка содержала такие разделы, как Заклинания (Заклинания Нападения, Заклинания Защиты, Парирование проклятий типа Империус, Срочное расколдовывание и др.), Магическая Транспортировка (Аппарирование, Активация портшлюзов, Ускоренная левитация раненых и заколдованных, Приемы полетов на поврежденных метлах и др.), Распознавание и лечение отравлений (Яды немедленного действия, Яды продолжительного действия, Комбинированные яды), Защита от Магических Существ, Средства Срочной связи и Первая Помощь пострадавшим. Каждый лист разделялся на две части; левую половину листа занимал текст, а правую половину — сопровождающие рисунки, которые наглядно демонстрировали, какое заклинание каким образом производится. Живые рисунки делали с профессора Флитвика, а озвучивала их профессор МакГонагалл, у которой дикция была четче.
Методичка по ДЧС к концу июня была размножена и разослана ученикам Хогвартса и их родителям вместе с рекомендациями по составу аптечки Первой Помощи. К сожалению, маглорожденные ученики в их число не попали, т.к. как раз в это время Дамблдор уговорил наконец Фаджа принять Положение о Мерах по Защите маглорожденных несовершеннолетних колдунов и их семей. Положение временно запрещало любое использование магии в домах маглорожденных, включая совиную почту и другие средства магической коммуникации. Министерство выделило нескольких авроров для круглосуточного патрулирования в районах, где располагались дома маглорожденных учеников. Министр также разрешил работу по созданию Укрывающих Заклятий, что Дамблдор рассматривал как значительную победу. Однако когда Директор Хогвартса заикнулся о том, чтобы предоставить в каждый дом Индивидуальный Самоактивируемый Портал, Фадж резко воспротивился. Министерство имело исключительную монополию на создание порталов, что приносило значительный доход. Кроме того, такое положение вещей позволяло отслеживать передвижение магов, т.к. все легальные порталы были зарегистрированы. Дамблдор не стал настаивать, но к концу июля все опекаемые им семьи получили тщательно завернутые свертки продолговатой формы, которые следовало распаковать в случае Чрезвычайной Ситуации.
Для создания Укрывающих Заклятий свою помощь первым предложил профессор Флитвик. Он и вправду был хорош в заклятьях такого рода. Однако Дамблдор планировал целую систему мер по защите маглорожденных, и для ее реализации профессорских сил было маловато. Дамблдору понадобилась целая армия. Недолго думая, он разослал совы трем десяткам выпускников Хогвартса; в список приглашенных попали как колдуны и ведьмы, окончившие школу уже довольно давно, так и совсем недавние выпускники. При подборе помощников Директор пользовался только одним критерием — лояльностью к Хогвартсу. Дамблдор собрал всех, кто смог прибыть, на школьном квиддичном поле и разъяснил задачу. Работа предстояла огромная. Наиболее умелые заклинатели, ведомые профессором Флитвиком, занялись навешиванием на дома маглорожденных учеников специальных Магоукрывающих и Магорепеллентных заклятий. Несколько колдунов во главе с Аластором Хмури следили за безопасностью проекта, включая конспиративные мероприятия по Необнаружению Магической Активности Маггловсим Населением, а также собственно охрану работающих от возможных нападений Пожирателей Смерти. Все остальные добровольные помощники обрекли себя на утомительную и скучную деятельность под руководством профессора МакГонагалл — они изымали все сведения об определенных адресах из маггловской справочной литературы. Знаете, сколько почтовых отделений в одном только Лондоне с пригородами, где проживали Дин Томас и еще семеро учеников? Десять тысяч. И в каждом лежит толстенный справочник, в котором указаны десятки зданий, расположенных на Грин Стрит, — магазинов, офисов и просто жилых домов. Такие же справочники лежат почти в каждой телефонной будке, а также на вокзалах, в аэропорту, на узловых станциях метро. Уже на второй день работы помощники Дамблдора возненавидели маггловские справочники, карты и прочие подобные вещи. Сами понимаете, почти все работали в ночное время: во-первых, чтобы не мозолить глаза любопытным маглам, а во-вторых, эта деятельность была «на общественных началах», и их основную работу никто не отменял. Так что если бы не близнецы Фред и Джордж Уизли, которые без устали придумывали все новые примочки и постоянно смешили честную компанию, то все бы пали духом задолго до окончания работ. Всем очень помогали перекусы, которые устраивала Молли Уизли и еще пара заботливых ведьм. Деканы Хогвартса Флитвик, МакГонагалл и Спаржелла активно участвовали во всем проекте, от подготовки списков своих учеников с адресами до координации действий выпускников своих факультетов. Хагрида, который рвался помогать, Дамблдор занял в Хогвартсе из опасений, что он своим появлением может перепугать до смерти всех маглов в районе проведения работ. Профессор Трелани после печально известного случая с ее увольнением заперлась в своей башне и не выходила оттуда все лето, залечивая оскорбленную гордость. Декан Слизерина также не появлялся среди армии выпускников: в Слизерине маглорожденных учеников не было.
Благодаря слаженной работе, титанический труд был закончен меньше чем за месяц. Несколько раз за это время магическая конспирация висела на волоске. В самом начале работы бывший Хаффлпаффец Аарон Грундиг неудачно произнес Вызывающее Заклинание, и вместо телефонного справочника на местное кладбище, где обосновалась бригада Хаффлпаффцев, прилетела телефонная будка. К счастью, дело происходило не в многолюдном Лондоне, а в маленьком городке Клоув Лодж, так что все обошлось. В Эдинбурге за Биллом Уизли, который вынес ночью из книжного магазина десяток карт и пару справочников, погналась маггловская полицейская машина, но он улетел от нее на метле, и потом Хмури пришлось в свою очередь гоняться за этими полисменами, чтобы стереть им из памяти ненужные фрагменты. Но самое удивительное событие произошло уже под конец работ. Когда бригада созидателей Магоукрывающих Коконов работала над домом второкурсницы из Рейвенкло Патрисии Лоренц, маленький профессор Флитвик не удержался на метле и упал на жестяную крышу, с которой покатился вниз, пытаясь удержаться за выступающие края и за все остальное, что попадалось под руки. Его падение произвело ужасный шум, на который из дома выскочила бабушка Патрисии. Бабушка страдала бессонницей и как раз в эту ночь читала на веранде любовный роман, в котором горячий испанский мачо появлялся перед возлюбленной, спускаясь с крыши по плющу. Когда она увидела толстячка, цепляющегося за крышу ее дома, она, не долго думая, махнула на него книгой — и профессор завис в воздухе! Бабушка Патрисии Лоренц оказалась ведьмой! «Шестьдесят лет на земле живу и ничего такого не знаю», — удивлялась бабуля, когда не менее удивленные выпускники вместе с родителями Патрисии собрались вокруг нее. «А я вот всегда говорил, что ты ведьма», — пошутил дедушка Патрисии, мистер Лоренц-старший. Профессора Флитвика, конечно, бережно опустили на землю и быстро привели в порядок, так что когда угомонились окрестные собаки и разбуженные обитатели соседних домов, они смогли закончить Укрывающее Заклятье.
Двадцать пятого июля Дамблдору каминной почтой пришло сообщение от озадаченной Сары Блинкли, ведьмы, у которой оба сына окончили Гриффиндор и трудились вместе с остальными. Она разносила перекус, приготовленный миссис Уизли, и почему-то не смогла найти бригаду выпускников, работавших над укрыванием дома братьев Ноланд из Рейвенкло, хотя только вчера приносила туда еду. Больше того, сама местность вокруг дома показалась ей незнакомой — вчера дом стоял в ряду коттеджей стандартной застройки, а сегодня метла принесла ее к одинокому зданию около пруда. Сара до утра плутала вокруг пруда, но дома Ноландов так и не нашла. Двадцать седьмого в Хогвартс вернулась очумевшая сова, с которой МакГонагалл пару дней назад посылала Флитвику пергамент с дополнительными расчетами. Флитвик в это время как раз занимался укрыванием дома семейства Лоренц. Сова, очевидно, два дня искала дом, но не нашла его и принесла пергамент обратно. В тот же день вечером Кингсли Чеклбот из Министерства Магии прислал Дамблдору копию секретного отчета Отдела по Связям с Маглами, в котором сообщалось о странном случае. Несколько магловских гуляк в один и тот же вечер попали в полицейские участки Лондона, так как не смогли найти свои дома. Они путались, называя свой адрес, и номер телефона тоже не помнили. Когда полисмены сверили их документы с телефонным справочником и развезли незадачливых маглов по домам, то все они стали уверять, что это не их жилища; впрочем, жильцы были солидарны с потерявшимися и не признавали их за своих родственников. Прошло много времени, когда по чистой случайности один из заблудившихся увидел из окна полицейской машины свою улицу и узнал свой дом. Всех потерпевших срочно отправили в тот же район, и оказалось, что они действительно там живут, хотя все они в участке называли совершенно другие адреса. Так Дамблдор понял, что его грандиозный проект увенчался успехом: и Магоукрывающие, и Маглоотвлекающие Заклинания действовали как следует.
В качестве последнего штриха хорошо было бы придумать что-нибудь, чтобы маглорожденные дети-маги, выходя из дома, могли без проблем туда вернуться. С этим было туго, пока братья Уизли не изобрели свой Колдокомпас. Профессор Флитвик внимательно изучил, как он действует, и обещал через некоторое время обеспечить всех маглорожденных учеников аналогичной системой автопоиска. Пока же отходить от домов больше чем на сто метров категорически не рекомендовалось.
Банкет по случаю окончания работ устраивать не стали. Профессора и выпускники были совершенно измотаны круглосуточной работой, а впереди было горячее время. Профессоров ждала летняя рутина — обсуждение учебных курсов, ежегодная уборка Хогвартса, составление расписаний, рассылка уведомлений новым ученикам, ремонт квиддичного стадиона и все такое прочее, только теперь все это надо было уместить в оставшийся месяц. Выпускники тоже вернулись к обычным делам, но те, кто помоложе, еще долго собирались по вечерам, обсуждая неожиданно свалившуюся на них совместную работу. Да уж, в чем-в чем, но в излишней предсказуемости их директора никогда нельзя было упрекнуть.